Аниме за сто миллионов долларов — обзор Death Stranding

Аниме за сто миллионов долларов — обзор Death Stranding

Ну что же, этот день настал. Самая хайповая, облизанная всеми игровыми СМИ планеты и гениальная игра от самого гениального бурята всех времён и народов вышла. Оправдались ли ожидания всех ждавших? Так ли гениален сюжет, понять который, как сказал гений лично, сможет «не каждый»? И стоит ли сие творение своих четырёх с половиной тысяч деревянных. Всё это и многое другое нам и предстоит выяснить.

Итак, Death Stranding расскажет нам историю мира, пережившего глобальную катастрофу. На этот раз, на мир не упала атомная бомба, не начался зомби апокалипсис и даже Годзилла мирно спит где-то в глубинах голубого океана. Просто произошёл взрыв, результатом которого стало очень странное явление – Death Stranding (Выход Смерти в русской локализации). Выход смешал мир живых с миром мёртвых. Благодаря чему люди из плоти и крови теперь могут посещать пляж – некий аналог лимбо в мире Кодзимы, а души погибших получили уникальную возможность возвращаться на Землю и убивать живых.
Тут-то у жителей и начались проблемы. Мало того, что Твари (именно так прозвали неупокоенные души) убивают любого, кто встретиться им на пути, так их ещё и увидеть нельзя без специального «оборудования». Но и это ещё не всё. Любой несожжённый труп через 48 часов взрывается, как маленькая атомная бомба, оставляя после себя гигантский кратер. К счастью, появляются ужасные мертвецы лишь во время хирального дождика – он как обычный дождь, только старит любое живое существо, с которым соприкоснётся.

Аниме за сто миллионов долларов — обзор Death Stranding

И вот во всём этом безумном безумии живет наш герой – Сэм Портер Бриджес. Обычный такой американский рубаха парень, местный курьер-фрилансер и просто хороший человек. И, как написано в учебнике «Как написать сюжет для любой японской RPG» он избран самим провидением, чтобы спасти мир. Ничего необычного.

Аниме за сто миллионов долларов — обзор Death Stranding

Итак, одним прекрасным дождливым хиральным деньком Сэм катил на своём крутом байке куда-то вдаль, везя на своей могучей спине груз жизненно важных лекарств, пока на встречку не вылетела какая-то женщина, естественно, переходившая дорогу в неположенном месте. ДТП, сбитый пешеход, Сэм уже мысленно прощался со своими правами, как вдруг на горизонте замаячили те самые твари. Ну как замаячили, они ж невидимые. Просто легонько намекнули, оставляя тут и там огромные чёрные следы от своих лапок. Спасение к Сэму приходит в виде сбитой минутой ранее дамочки, которая мало того, что оказывается целой и невредимой, так ещё и всё знает о технике безопасности при встрече с тварями.

Аниме за сто миллионов долларов — обзор Death Stranding

Переждав нападение хтонического ужаса, дама, представившаяся как Фрэджайл, решает сходу проверить уровень IQ игроков. Ведь вместо нормальных диалогов она сразу же вываливает на нас все бессмысленные псевдонаучные термины мира. Хиральный, ДУМ, ББ, уровни какой-то ерунды и прочее-прочее. Отличное начало, ничего не скажешь. Давайте я дальше не буду вас мучить и сразу объясню, что есть что.

Хиралий – местный чудо минерал, появляющийся в местах, где были загробные твари. Из него можно создать абсолютно что угодно: машины, дороги, жилье и т.д. В «природе» может встречаться в виде дождя и снега, которые при контакте с любой живой материей сильно оную старят.
Дум-фактор – базово это связь с «той стороной». Позволяет персонажам ощущать присутствие или видеть тварей. Плюс даёт своим владельцам некую имбалансную способность. У Сэма это возможность воскресать бесконечное количество раз.
ББ (от английского «Bridge baby») – буквально это ребёнок-мост. Тот, кто связывает миры между собой. Представляет собой нерождённого младенца, заключённого в капсулу. Обычным людям позволяет видеть тварей, ДУМы им пользоваться не могут. Не спрашивайте почему.
По ходу сюжета на вас выльют ещё целый ряд терминов, но я не хочу спойлерить, так что обойдёмся списком выше.

Продолжаем. Из первого диалога в игре мы узнаем, что у Сэма лишь второй уровень Дума и видеть тварей без посторонней помощи он не может. Фрэджайл же оказывается живой легендой местного мира. Какой именно? Узнаем в следующих сериях.

Наговорившись вдоволь, наш герой собирает потерянный груз и добирается до ближайшего «населённого» пункта. Населённого в кавычках, потому что ни одного персонажа вы так и не увидите, только в катсценах или в виде голограммы. Так вот, добравшись до него, Сэм встречает Игоря – утилизатора трупов. Помните ещё, что трупы взрываются? Ребята вроде Игоря следят за тем, чтобы такого не происходило и своевременно отвозят их в крематорий. Который находится за тридевять земель высоко в горах, ведь при сжигании в воздух попадает опасный для жизни хиралий.
В данный момент Игорь и его товарищ как раз везли совсем уже несвежий труп, который вот-вот взорвется. И, конечно же, эти двое просят Сэма помочь им добраться до крематория сквозь земли тварей. Сказано – сделано, поехали. По дороге всё идет не так: твари убивают спутников Сэма, а труп взрывается. Так нас знакомят с механикой воскрешения, показывают результат большого бума, а нашему герою достаётся ББ, помогавший Игорю.

Аниме за сто миллионов долларов — обзор Death Stranding

Аниме за сто миллионов долларов — обзор Death Stranding

Хотелось бы мне сказать, что это и есть завязка сюжета, но нет, это ещё не всё. Бессознательную тушку Сэма привозят в одно из зданий Бриджес, местных борцов за свободу, равенство, братство и возрождение великой Америки. Внутри Сэм узнает, что умирающая от рака президент США хочет с ним поговорить, ведь он… её сын. Бабуля рассказывает слезную историю о том, как её любимая доченька несколько лет назад отправилась спасать Америку. Делала она это своеобразно – связывая населённые пункты «хиральной сетью». Но её схватили террористы и некому больше объединить Америку и make it great again. Поэтому, сыночка, вот тебе набор волшебных хиральных флешек, иди создавать нам заново царство-государство, а ещё спаси свою любимую сестрёнку Амелию от бандитов.
Сэм упорно отказывается, но маманя и не думает сдаваться. И решает применить финальный аргумент – схватить сына за руку. Наш герой неуклюже уворачивается от захвата, роняя за собой президента. Хитрая аппаратура теряет связь с телом мамы, а Сэма начинает заливать чёрная жидкость, сочащаяся из её тела. Логично было бы сказать, что в этот момент на шум и писк приборов сбегается вся президентская свита, но нет. Никто не приходит, старушка умирает, а её помощники – Дэдмен и Дайхардмен вверяют Сэму миссию по спасению мира, простите, Америки. Аргументируется это всё очень просто. У Сэма на руке остался след от прикосновения президента, значит это судьба, значит ты избран, вот тебе флешки, иди работай. И никого, собственно, не волнует, что у героя редчайшее заболевание – любое прикосновение оставляет на его теле шрам.

Аниме за сто миллионов долларов — обзор Death Stranding

Вот так бодро и ненавязчиво Сэм Портер Бриджес оказывается в самом центре спасения Америки. И да, все диалоги в игре состоят из «ты должен спасти Америку, Сэм» и «ты избранный, Сэм». Абсолютно все. Ну ладно, завязка, как минимум, интригует. Что там дальше?

Аниме за сто миллионов долларов — обзор Death Stranding

А дальше у нас игровой процесс. Точнее, его заменитель. Всю игру Сэм будет возить грузы и трупы из точки А в точку Б. За свой титанический труд герою будут дарить лайки. Чем больше лайков, тем выше уровень курьера, и тем лучше задания будут давать. Заручившись огромным количеством лайков в каждой конкретной точке, Сэм сможет включить этот пункт в хиральную сеть.
Таскать грузы могло бы быть интересно, если бы в мире происходило хоть что-то. Да, периодически на вас будут нападать твари и мулы, коварные камни будут бросаться в ноги Сэму, а реки сносить своим могучим течением куда-то вдаль. Но твари появляются в строго определенных местах и если вы там хоть раз умрёте, то образовавшийся кратер заберёт с собой и всю местную живность. Мулы тоже умом не блещут. Достаточно подбежать, ударить разок, отбежать и повторять эту очень сложную комбинацию до победы. Камни, горы и прочие элементы ландшафта тоже довольно быстро перестают быть преградой, ведь в игре есть «онлайн». Другие игроки, да и вы сами, можете строить мосты, дороги, вешать в опасных местах верёвки и ставить лестницы.

Аниме за сто миллионов долларов — обзор Death Stranding

На самом деле, в игре полно и других механик. Так, например, Сэм может корчить рожицы у зеркала, делая селфи, пить энергосы от фирмы Monster, мочиться в баночку, создавая из этого гранаты, спать в чистом поле, баюкать ББ и всё в таком духе. То есть делать кучу абсолютно ненужных и бесполезных вещей. Создалось стойкое ощущение, что в игру попытались запихнуть любую мало-мальски «оригинальную» идею. Ну, вот просто, чтобы она там была. Смысловая нагрузка — это не про игровые механики Death Stranding.

Аниме за сто миллионов долларов — обзор Death Stranding

Одной из ключевых особенностей игры, по словам маэстро Кодзимы, является всепоглощающее чувство одиночество. Сэм – один в этом огромном пустынном и опасном мире. Один, когда разговаривает со своим ББ. Один, когда отбивается от мулов (местные курьеры-злодеи). Один, когда слушает очередной диалог на тему «Сэм, ты такой молодец, мы тебя любим, ты лучший». Один, когда Дайхардмен пересказывает ему диалог, прозвучавший минуту назад. Один, когда спустя ещё минуту после этого множество голосов кричат сквозь браслет-наручник-передатчик: «Сэм, ты лучший, спаси Америку». То есть от этого хвалёного «одиночества» нет абсолютно ничего. Бесконечные одинаковые диалоги про невероятную крутоту Сэма и спасение Америки, снующие тут и там мулы, которые как бы тоже люди, десятки построек других игроков. Всё это, видимо, должно было усилить ощущение пустоты мира и показать, как же сильно трагедия изменила человечество. Ну да, неизгладимый шрам это всё правда оставило. В моей душе, потому что играть было мучительно больно.

Аниме за сто миллионов долларов — обзор Death Stranding

Отдельного внимания заслуживают диалоги вне CG. Среднестатистический разговор в игре выглядит так: вы приносите груз, голограмма смотрит себе под ноги и говорит, что всё цело, а Сэм — молодец. Затем вы пару минут слушаете о том, как отдельно взятый курьер в лице, разумеется, Сэма, важен, ведь если бы не он, то брат/сват/парень говорящего не смогли бы выжить или какого-то крутого робота не собрали бы. Наслушавшись хвалебных речей, вы получаете звонок от Дайхардмена, который тоже рассказывает о невероятной важности Сэма и в конце добавляет, что главное — спасти Америку. Америка, Америка, Америка. Ты понял, Сэм? Взяв новый заказ и выбравшись на поверхность, наш курьер всегда получает ещё один телефонный звонок. Тут варианты разнятся, но суть всегда одна: вам пересказывают речь Дайхардмена. И не забывайте, Америка должна быть спасена.

Аниме за сто миллионов долларов — обзор Death Stranding

Зачем? Зачем постоянно талдычить о важности Сэма, о спасении Америки и необходимости создать новую хиральную сеть? И если не замолкающие ни на секунду однотипные диалоги ещё можно пропускать мимо ушей, то вот идущие ближе к концу игры флешбеки событий, произошедших буквально только что, пробивают все границы разумного.

Все миссии, не относящиеся напрямую к сюжету, выглядят как абсолютно ненужные вставки, появившиеся исключительно для растягивания игры. Какие-то люди, которым отведено 20 минут экранного времени, рассказывают грустную историю, которой, видимо, нужно сопереживать. Вы выполняете их просьбу, слушайте, что у них теперь всё отлично и забывайте про них навсегда. Такие встречи не формируют картину мира, они не запоминаются. Почему даже в новых покемонах, где и сюжета-то толком нет, смогли из истории «минутки», где маленькая девочка просит всего лишь отнести другу письмо, смогли сделать трагичную и запоминающуюся историю, а в игре про сюжет не смогли? Загадка.

Аниме за сто миллионов долларов — обзор Death Stranding

Мир Death Stranding не выглядит настоящим. В него не хочется верить, как во вселенную «Властелина Колец», как в «Звёздные войны». Нет, DS регулярно упирается в абсолютно нелогичные и не имеющие шанса на выживание механизмы, будь то машины, крематории или даже зонтики, на нереальное устройство мира, в котором курьеры вознесены до небес, но никто даже не пытается облегчить им жизнь. Этот мир не может существовать, он рушит собственные законы и здравый смысл. Не потому что там по улицам бродят мертвецы, не потому что в нём есть бессмертные люди, а потому что нам пытаются показать, что именно так будет выглядеть после катастрофы наша Земля. Земля с той же гравитацией и с той же физикой, к которым мы привыкли. Возможно, дизайнеры игры были не в курсе, что зонтик, состоящий из кусков чего-то, не может эффективно укрывать от дождя, а мотоцикл с двумя колёсами спереди не сможет хорошо передвигаться по каменистой местности.

Death Stranding – нельзя назвать полноценной игрой. Да и игровым фильмом у меня язык не повернется его назвать. Ведь чтобы дойти до очередной порции фильма, надо потратить 20-40 часов на бессмысленные хождения туда-обратно и просмотр мини-киновставок, где Сэм писает или надевает капюшон.

Аниме за сто миллионов долларов — обзор Death Stranding

Death Stranding – это просто гениальный кусок пиар кампании, которая сделала за этот продукт абсолютно всё. Не важно его качество, ему достаточно было просто появиться на прилавках. И он появился: однообразный, скучный, с сюжетом, практически скопированным с «Евангелиона», с кучей бесполезных игровых механик а-ля «покорчи рожицы перед зеркалом» и, конечно же, с самой предсказуемой концовкой на планете. Стоит ли в это играть? Нет. Стоит ли это посмотреть на ютубе? Если вы любите «философские» аниме о жизни и смерти, то да. Ну или вы просто любите аниме. Только предварительно убедитесь, что автор ролика вырезал из него весь «игровой процесс».

Аниме за сто миллионов долларов — обзор Death Stranding

P.S. Сейчас мне в комментариях обязательно расскажут, что я просто не уловила глубинного смысла. Нет, друзья, если для вас смена цвета платья одной из героинь – это невероятно глубокая аллегория, то мне больше нечего добавить. Да, местами символизм и правда очень хорош, но он свойственен всем японским играм. Таковы азиаты – они стараются вложить смысл в любую мелочь, даже самую незначительную. Кодзима тут не исключение.

 

Благодарим Playstation Россия за предоставленную цифровую копию игры.

Источник: wiiu.pro